1 марта – Прощеное воскресенье

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-21).

«Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, – и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом».
– Святитель Феофан Затворник

Адамово изгнание - фреска

В последнее воскресенье перед Великим постом вспоминается Адамово изгнание.

В этот день символично Церковь ставит нас перед воротами рая, воспоминая день, когда Адам и Ева – первые люди, были изгнаны из сада эдемского. Потерявшие рай, они познали и уничтожение естества человеческого, потому что после их грехопадения все было нарушено.

Церковь наша ставит нас как перед дверями рая, чтобы мы поняли, что находимся на земле грешной, и не потому что ее Бог такой создал, а потому что человек ее такой сделал. Мы должны не забывать, что мы не в Царстве Божием, а здесь, на земле, где нет смысла ждать ни светлого будущего, ни рая – его здесь нет.

И мы, как Адам, плачем по раю, по блаженству, по Царству Небесному, чтобы в этом состоянии плача войти в Великий пост. Но как сказано, прежде, чем ты принесешь дар свой к алтарю, вспомни, нет ли того, кто тобой обижен. Прежде, чем оставить дар твой, иди и примирись с братом своим. То есть прежде, чем принести Господу наши подвиги поста, молитвы, послушания, аскезы мы должны вспомнить есть ли обиженные нами. Тогда надо пойти и примириться с ними, и только потом начинать Великий пост, чтобы предстоять благоговейно перед Богом с чистым сердцем.

О смысле Прощеного воскресенья

В этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться – лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь – это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку – то есть я осуждаю не его, а себя – то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни – от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

По материалам сайта Азбука веры

Изображение заголовка SPBDA / Flickr.com (CC BY-ND 2.0)

Поделиться: