Неделя 6-я Великого поста (Неделя Ваий). Вход Господень в Иерусалим

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.

«Как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что… страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви».
– Митрополит Антоний Сурожский

Вход Господень в Иерусалим - икона

Тропарь в Неделю Ваий, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.

Кондак в Неделю Ваий, глас 6

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ осанна в вышних,/ и мы Тебе вопием:// благословен Грядый во имя Господне.

О празднике

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф. 21).

Весной 30 года от Рождества Христова в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник – Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»).

Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Сегодняшний день – торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи.

От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделей «Ваий» или «Цветоносной». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», так как вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

По материалам сайта Православие.Ru

Поделиться: