Пятница Светлой седмицы – переходящее празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

По уставу в этот день совершается малое освящение воды с пасхальным крестным ходом.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник», глас 4

Почерпем, человецы,/ цельбы душам и телом молитвою,/ река бо всем предтечет,/ Пречистая Царица Богородица,/ источающи нам чудную воду/ и измывающи сердец черности,/ греховныя струпы очищающи,/ души же освящающи верных// Божественною благодатию.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник», глас 8

От неистощимыя/ Ты, Источниче богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды/ Твоея благодати,/ приснотекущий паче слова,/ яко бо Слово рождшая паче смысла,/ молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти:// радуйся, Водо спасительная.

Икона Живоносный Источник

О празднике

Празднование установлено в память возрождения константинопольского храма, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, там совершенных.

Легенда гласит, что в 450-м году будущий император, а тогда простой воин Лев Маркелл встретил в роще беспомощного слепца. Лев помог путнику выйти на тропинку, а сам отправился на поиски воды, чтобы напоить страдальца. Внезапно он услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко!». Голос указал воину дорогу к заросшему роднику и научил, как исцелить недуг путника.

Когда Маркелл стал императором, он приказал очистить ключ и заключить в каменный круг. Лев назвал его «Живоносным источником». Так он прославил Богородицу, ведь православная традиция называет Её Источником жизни, ибо от Неё произошел Христос – Путь, Истина и Жизнь.

Над родником был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Позднее турки разрушили церковь, но она была восстановлена в середине девятнадцатого века.

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.

Все мы – эти несчастные слепцы, заблудившиеся в этом мире, алчущие и жаждущие, страдающие, опьяненные, ослепленные грехами и ложными целями, мечемся, приходим в расстроенное состояние. Но Господь подает нам этот Живоносный Источник через Свою Церковь, через Божию Матерь. Мы исцеляемся и прозреваем.

То, что мы празднуем икону «Живоносный источник» именно в пятницу Светлой, Святой седмицы имеет особый духовный смысл. Это – день Крестных страданий Господа, слез Ее пролитых над ним, Ее страданий над Сыном. Но это и день спасительный для человечества – Она становится «Мати Всепетой, взявшей в усыновление весь род человеческий».

Фотография из архива 2019 года.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Азбука веры, Радио «Вера», Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Поделиться: