17 апреля – Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

Тропарь, глас 4

Искупил ны еси от клятвы законныя/ Честною Твоею Кровию,/ на кресте пригвоздився, и копием прободся,/ безсмертие источил еси человеком,// Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 8

Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим:/ Того бо виде Мария на Древе, и глаголаше:// аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

О событиях Великой Пятницы

Великий Пяток – апогей драматических событий недели. В богослужении этого дня Церковь как бы ставит верующих у подножия Креста Христова. Все становятся очевидцами страшного события – смерти Спасителя.

Божественная Литургия в этот день не совершается, а на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

В середине дня совершается вечерня Великой пятницы. Она называется ещё «Вынос Плащаницы» и посвящена погребению Спасителя. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение, украшенное цветами. Оно символизирует гроб, в который был положен Спаситель. В алтаре, на престоле находится Плащаница – большой обрамленный плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Христа. Во время службы священник поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено класть земные поклоны, прикладываться к ней.

Вечером служится чин погребения Плащаницы. Это богослужение имеет заупокойный характер. Верующие, подобно ученикам и друзьям Христа, идут хоронить Спасителя. Как на отпевании, все стоят в храме с зажженными свечами. В начале читается часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Но дальше в плаче о погребенном Христе, всё сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. Завершается всё скорбным крестным ходом вокруг храма с Плащаницей и со свечами.

Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, пасхального, совершаемого в воскресную полночь. Но как трудно прожить их в мире, где только что был похоронен Сам Господь.

О смысле событий Великой Пятницы

Замысел Божий о человеке и его провал

По замыслу Творца, предназначением человека было достичь единения с Богом. Через действие благодати человек мог приобщиться Божественной жизни. Но первый человек, Адам, по свободной воле отказался от этого. Нарушив заповедь, совершив грех, Адам утратил бессмертие, был осужден на смерть и изгнан из рая. Последствия греха распространились на всех людей, которые унаследовали от Адама поврежденную и смертную человеческую природу.

Ответ Божий на нашу ошибку

Всё, что не сумел исполнить первый человек, выполнил за него Бог – Слово, ставшее плотью, – Господь Иисус Христос. Он прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения. Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6-8). «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский. Спаситель восстанавливает возможность соединения человека с Богом. Он соглашается стать смертным, потому что единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место.

«Дерево за дерево, за руку – руки…»

Святитель Григорий Богослов противопоставляет страдания Христа грехопадению Адама: «За каждый наш долг воздано особо… Для этого дерево – за дерево, и за руку – руки, за невоздержанно простертую – мужественно распростертые, за своевольную – пригвожденные (ко кресту), за изгнавшую Адама – соединяющие воедино концы мира. Для этого вознесение (на крест) – за падение, желчь – за вкушение (запретного плода)… смерть – за смерть, погребение – за возвращение в землю». Христос умирает добровольно, ничто не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 17-18). Будучи безгрешным, Он умер, чтобы избавить нас от проклятия и смерти. Грех повредил человеческую природу, но Христос подвигом всей Своей жизни, исцеляет наше естество.

Икона Распятия

Проклятие, смерть и новая жизнь

Крестная смерть освобождает нас от проклятия как следствия греха. Апостол Павел говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13). Проклятие, которое есть «осуждение греха праведным судом Божиим», выражается прежде всего в недоступности для человека богообщения, в отлучении человека от Бога как Источника жизни. Крестная смерть, снимая проклятие, возвращает эту возможность. С этого момента смерть для человека – уже не тупик, а вход в Царство Божие. Врата рая снова открываются для человека. Подтверждением этого являются слова Спасителя, обращенные к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками…» (Рим. 5, 8).

Жертва Христова и Таинства

Но уже в этой жизни мы приобщаемся к плодам Жертвы Христовой и соединяемся с Богом. В первую очередь в Крещении. Крещение – это наше умирание и воскресение со Христом. Так говорит апостол Павел. В крещении в нас умирает греховный человек, и из купели, как из гроба, встает новое творение Божие – сын или дочь Божии. Апостол напоминает нам, что мы умерли для греха, и так и должны жить – как мертвые для греха, живые для Бога. И в течение всей своей дальнейшей жизни мы должны умирать для греха, как говорит апостол Павел, «сораспинаться Христу», чтобы жить для Бога. Причастие – это тоже приобщение к Жертве Христовой. На каждой Литургии мы вспоминаем о ней и благодарим Бога. Одна и та же кровь – Кровь Христова – течет по нашим жилам и объединяет нас друг с другом. Наше призвание в том, чтобы это объединение всех членов Церкви через Жертву Христа было не только невидимым, но и видимым. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – говорит Христос (Ин. 13: 35).

По материалам сайтов: Предание.ру, Радио «Вера»

Поделиться: