21 мая – память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви» (1 Ин. 4:18).

Тропарь апостола Иоанна Богослова, глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова, глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Святой Иоанн Богослов - икона

О любимом ученике Спасителя

Сегодня мы празднуем святого Иоанна, возлюбленного ученика Спаса Христа. Мальчишки-рыбака со взором ясным, как море в майский день, младшего брата Иакова, последнего сына Зеведея.

И вот в сердце этого ребенка отражается нечто большее, чем небеса. Ум его открывается, и он понимает, что перед ним, на берегу моря, стоит Тот, Кто превосходит всякое разумение и страх. И вместе с братом уходит за Христом и следует за Ним по пыльным дорогам Галилеи, чтобы научиться тому, как не умереть никогда.

Он всюду рядом с Учителем. Ходит на волосок от Бога, слышит дыхание Творца галактики, ест с Питателем миров, осязает руками Огонь вечнующий. Он так естествен и невинен, и сердце его более всего на свете пропитывается любовью Божией. Оставляет родителей и родню, бросает сети и уходит, чтобы взращивать души.

А затем, во славе Фавора, святое дитя Иоанн сердцем видит всю историю, собравшуюся воедино, чтобы, преклонив колени, держать тайный совет с Богом, видит Моисея и Илию, закон и пророков, склонившихся пред Тем, Кто возжелал умереть за человека. Иоанн не говорит ничего, он так потрясен, что слезы застилают ему глаза, он падает на землю, сраженный светом, он подавлен излиянием благодати.

И на Божественном Пиру, когда Христос даровал Свое Тело в Хлеб вечности, Иоанн, сама благоухающая святость, не говорит ничего. Все суетятся, спрашивая, не они ли предадут Иисуса. А Иоанн не говорит ничего, он весь – глаза и уши, и один-единственный жест, превосходящий века, решает его жизнь и вечность. Он склоняет голову на грудь Спасителя. Это высшее изъявление любви, молчание, оглушающее более грохота волн морских, когда ученик склоняется к груди Создателя и в изумлении слышит священные удары сердца Божия.

История Церкви записана в этом его любящем жесте. Все от века священники, когда архиерей рукополагает их, склоняют голову на святой престол, который есть Христос, с правой стороны, как юный Иоанн, таинственный священник священной любви.

Затем, когда все разбегаются кто куда, после того как Иисус был пойман, Иоанн смиренно остается там, понимая, что тут происходит что-то важное, важнее всей истории. Входит в дом архиерея, поскольку у него там были знакомые, проводит и Петра внутрь и подводит к огню, который его сожжет целиком и потом очистит.

Иоанн у подножия Креста плачет от тоски по Тому, Кто жертвует Собой из любви к нам. Слышит, как тяжело дышит и стонет от боли Основатель мира и как плачет, страдая, Податель жизни. Видит, как сочится кровь из суставов Бога и как Он меняется в лице вместе с Человеком, лицо Которого закрыто кровью и терниями. И получает величайший дар веков: заповедь Христа заботиться о Той, Которая была для Бога самым чистым и святым на земле – о Его Матери.

От Нее он узнаёт священные тайны творения, мистическое богословие, берущее истоки из Божественного девства. Девственный ученик слушает Деву плачущую, узнаёт в Духе Святом, что испытывала Она, рожая Бога. И отсюда проистекает Евангелие орла, неведомая глубина Таин Божиих, богословие вечного Логоса.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Иоанн с Иосифом благообразным и Никодимом несет Тело Христа, собирает Кровь Бога в потир своего сердца, помазует Христа миром, зачиная всё святое священство Церкви, дарующее Бога миру.

Отрок, державшийся за полу одежды Иисусовой, становится духовником веков, святым свидетелем Воскресения, писателем Евангелия любви. Его ум, укорененный в Боге, уязвленный болью от лицезрения возлюбленного Учителя умирающим и исцеленный светом очей Воскресшего, становится самым лютым оружием против диавола.

Разметывая в прах стены адовы, он пишет Апокалипсис – разоблачение всех сетей диавола, пророчество последних дней, копье, вонзенное в сердце смерти последней. Он записывает слова, бросающие вызов истории и сотрясающие основания адовы: «Бог есть любовь».

Чтение Апокалипсиса, в отличие от других книг Священного Писания, не включено в годовой богослужебный цикл. Тем не менее, с давних времен в России существовала традиция соборного чтения Откровения Иоанна Богослова незадолго до Великого поста, в Неделю о Страшном Суде.

22 главы Апокалипсиса прочитываются за 2-3 часа, но обращаться к этой Книге христианину стоит на протяжении всей жизни, напоминая себе о том, что Второе пришествие Иисуса Христа может оказаться гораздо ближе, чем нам кажется, и нужно быть к нему готовыми.

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Святой апостол Иоанн прожил долгую жизнь, проповедуя учение Христа, и скончался в возрасте ста с лишним лет. Когда настало его время отойти ко Господу, апостол Иоанн попросил своих учеников вырыть ему могилу за пределами Ефеса и закопать его живьем. Ученики выполнили его просьбу со скорбью и изумлением. Узнав об этом, те ученики, которые не участвовали в исполнении просьбы апостола, раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола – этого удостаивалась лишь Пресвятая Богородица, пророки Илия и Енох.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Поделиться: