12 мая – день памяти девяти святых мучеников Кизических

«О вели́цыи уго́дницы Бо́жии, святи́и му́ченицы Христо́вы: Феогни́де, Ру́фе, Антипа́тре, Феости́хе, Арте́мо, Ма́гне, Феодо́те, Фавма́сие и Филимо́не!
Умоли́те у́бо Го́спода Си́л Це́рковь Его́ Святу́ю и правосла́вное Оте́чество на́ше сохрани́ти от напа́стей и бе́д, от все́х вра́г ви́димых и неви́димых, низложи́ти пре́лесть неве́рия и безбо́жия и ста́до Христо́во изба́вити от волко́в, губя́щих е́, глаго́лющих лука́вое до́брое, и до́брое лука́вое, полага́ющих тьму́ све́т, и све́т тьму́; от шата́ния умо́в, я́ко тро́сть, ве́тром коле́блемых, и от грехо́внаго ду́ш разслабле́ния».
– Акафист святым девяти мученикам Кизическим

Кизические мученики - икона

Тропарь девяти мучеников Кизических, глас 8

Святии девяточисленнии мученицы,/ от различных градов во един лик совокупившеся манием Божественным,/ мужественно за Христа пострадасте, невидимаго врага победисте,/ зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением,/ огнем же любве Божия разжизаеми,/ вещественно вас огнь мучащий в хлад преложисте,/ темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичную исцеляти болезнь,/ от неяже и многовидных страстей// милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся.

Кондак девяти мучеников Кизических, глас 2

Твердый и всесветлый лик мученик девяти,/ Трисолнечнаго Божества исповедницы,/ на судищи Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочную жертву, приносим Тебе, Владыко,/ в лицех Небесных Твоих сопричти,// яко Бог Милостивый.

Из жития святых мучеников Кизических

Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла. Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь.

Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры.

Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (+ около 284-292), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306-337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела девяти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

В конце XVII века в Москве патриархом Адрианом был освящен храм в честь девяти мучеников Кизических. Этот храм действует до сих пор, хотя в период советских репрессий долгое время был закрыт и изъят из собственности Русской православной церкви. Однако в 1992 году, ко всеобщей радости верующих столичных православных, храм был возвращен церкви.

Сегодня не только в Москве, но и по всей остальной России верующие православные имеют возможность ходить в храмы в честь девяти мучеников Кизических. Это лишний раз подтверждает, что подвиг мученичества и настоящего стояния в вере не теряет своей актуальности даже через многие столетия.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Православные святыни

Поделиться: