19 июня – день памяти преподобного Паисия Угличского, игумена

«Монах уходит далеко от мира не потому, что ненавидит мир, но потому, что любит мир и этим способом может больше помочь ему своей молитвой».
– Преподобный Паисий Святогорец

Святой Паисий Угличский - икона

Тропарь преподобного Паисия Угличского, глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Паисия Угличского, глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.

Из жития преподобного Паисия Угличского

На дне Угличского водохранилища, созданного на Верхней Волге в 1930-40 годы заключенными Волголага, покоятся руины не только старинного города Калязина и Троице-Макарьевского мужского монастыря, но и древней Покровской обители, основанной в XV веке преподобным Паисием Угличским.

Точная дата рождения Павла, а именно так до монашеского пострига звали преподобного Паисия, неизвестна. Известно лишь то, что родился он примерно в 1427 году неподалеку от Тверского города Кашина в селе Богородском.

Его отец Иоанн Гавренев служил у угличского князя Андрея Большого – сына великого Московского князя Василия Темного. А мать Ксения была дочерью полководца Василия Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского.

Павел вместе с родителями часто ездил в Калязин в Троицкий монастырь к своему дяде игумену Макарию, там он рано был обучен грамоте и уже в семилетнем возрасте много и бегло читал, пересказывая неграмотным прихожанам Священное Писание.

В десятилетнем возрасте Павел осиротел, и отец Макарий взял отрока к себе в монастырь на воспитание. Спустя пару лет Макарий постриг Павла в иночество с именем Паисий.

В монастыре юному послушнику было поручено переписывание священных книг, многие из которых, как например «Житие и деяния святителя Григория Богослова», сохранились до наших дней, и находится в краеведческом музее города Калязина, а «Четвероевангелие», написанное им около 1481 года, хранится в Угличском музее.

По просьбе Угличского князя Андрея Большого преподобный Макарий благословил иноку Паисию основать монастырь, под который князь даровал землю бывшей Богоявленской пустыни на левом берегу Волги, в трех верстах от города Углича.

Придя на богоизбранное место, Паисий первым делом соорудил себе одноместную келью, а затем построил небольшой деревянный храм в честь Богоявления Господня.

Спустя некоторое время к Паисию присоединилось около десяти послушников из Макарьевского монастыря, пожелавших общего с ним служения и спасения.

Ростовский архиепископ Тихон, в епархию которого входил Углич, рукоположил инока Паисия в сан иеромонаха, а затем в игумена и назначил его настоятелем новосозидаемого монастыря.

Благочестивый угличский князь Андрей передал пожертвования на строительство в монастыре каменного собора, который был окончательно построен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1482 году. Строительством собора лично занимался отец Паисий. Будучи уже далеко не молодым, он сам носил кирпичи и камни, поправлял кладку и на 30-метровой высоте проверял качество крыши и куполов.

Доподлинно известно, что росписью собора занимался известный русский иконописец, самый талантливый из учеников преподобного Андрея Рублева Дионисий.

На момент завершения строительства (конец XV века) Покровский собор был самым крупным монастырским храмом на Руси. По величию построенного собора Паисиев монастырь стал именоваться в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

До наших дней сохранилось немало свидетельств о чудотворениях старца Паисия – о том, как он исцелял больных и бесноватых, как решал сложные жизненные вопросы приходивших к нему людей.

В трудах и воздержании, в молитвах и делах помощи ближним преподобный Паисий достиг глубокой старости. При этом он неустанно совершал богослужения, а когда не позволяли силы, сидя исполнял келейное правило.

Незадолго до своей праведной кончины старец Паисий собрал в своей келье многочисленную братию обители. Он заповедовал им и дальше строить монастырь, молиться и трудиться, а все духовное руководство обителью передал своему ученику – пустынножителю, основателю Учемской пустыни, что ниже по Волге, преподобному Кассиану Греку.

Приобщившись Святых Христовых Таин, 6 июня 1504 года преподобный Паисий преставился и был похоронен у алтаря Покровского собора.

В 1928 году Паисиев Покровский мужской монастырь был закрыт и частично разорен.

1935 году было принято решение о создании Угличского водохранилища и соответственно затопления огромных территорий, в которые попадал и монастырь, вернее то, что от него осталось после разорения безбожниками.

1939 году началось наполнение чаши Угличского водохранилища и спустя несколько месяцев воды искусственного моря поглотили собой то место, где некогда стоял мужской монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Паисием, где трудилось и молилось славное множество русских святых людей, прославлявших Бога и русскую землю.

Есть предположение, что незадолго до наполнения водохранилища мощи были тайно захоронены на высоком волжском берегу за зоной затопления, возможно в районе села Покровские Горки. Поэтому местонахождение мощей святых Покровского монастыря – неизвестно.

В 1997 году на берегу водохранилища в непосредственной близости от затопленной святой обители в селе Покровские Горки был установлен поклонный крест в память о монастыре.

По материалам сайта Угличского благочиния

Поделиться: