14 сентября – начало индикта (церковное новолетие)

Каждый год Православная Церковь наставляет своих чад на путь духовного совершенства выверенной веками системой праздников, постов, всем строем своего богослужения – суточного, седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три круга богослужения составляют суть церковных праздников и православного календаря.

Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его Сына, призывающего каждого из нас к божественному совершенству: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». (Лк. 4:18-19)

Новолетие - икона

Тропарь индикту (церковному новолетию), глас 2

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак индикту (церковному новолетию), глас 2

В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

История праздника церковного новолетия

В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января – так установил император Юлий Цезарь. Такой порядок сохранялся до момента, когда в мир пришло христианство.

В 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. Это было связано с системой установки и сбора податей (период сбора налогов, финансовый год назывался индиктом).

Такая дата начала нового года была закреплена уже на I Вселенском соборе в Никее в 325 году. Тогда же были  установлены основные правила церковного календаря – расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников).

На Руси новый год отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года.

На церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение о начале праздновании нового года с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.

19 декабря 7208 года (летосчисление от сотворения мира) Петр I подписал указ о праздновании нового (гражданского) года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского нового года и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.

После революции 1917 года, 14 февраля 1918 года в России был введен новый – григорианский – календарь (новый стиль). Теперь в церковных календарях приходится указывать две даты празднования того или иного праздника или дня памяти – по старому и новому стилям.

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения.

Празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается сегодня с такой торжественностью, как раньше, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Чебоксарско-Чувашской Епархии, Русская вера

Поделиться: