15 октября – память благоверной великой княгини Анны Кашинской

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19)

Святая Анна Кашинская - икона

Тропарь великой княгини Анны Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак великой княгини Анны Кашинской, глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

Из жития благоверной княгини Анны Кашинской

На долю святой благоверной княгини Анны Кашинской выпало много испытаний. Дочь ростовского князя, она вышла замуж за святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского.

В 1318 году ее супруг уехал в Орду и был там зверски замучен. Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович был убит в Орде в 1325 году, а Александр Михайлович вместе со своим сыном Феодором – в 1339 году.

Не пре­дав­шись от­ча­я­нию, Ан­на вы­нес­ла все. «В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси…» – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за ее ду­шев­ную стой­кость.

Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла монашество с именем Евфросиния. Затем, по просьбе младшего сына Василия она перебралась в Кашинский Успенский монастырь. Там святая Евфросиния приняла схиму с именем Анна.

15 октября 1368 года благоверная Анна Кашинская мирно скончалась. Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно.

И только в 1611 году, после ее явления благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения в страшное Смутное время.

Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона. На Со­бо­ре 1649 го­да бы­ло по­ста­нов­ле­но от­крыть ее мо­щи для все­об­ще­го по­чи­та­ния и при­чис­лить бла­го­вер­ную кня­ги­ню Ан­ну к ли­ку свя­тых Рус­ской Церк­ви.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения).

Патриарх Иоаким в 1677 году упраздняет канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию, которая длилась 230 лет, почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали: писались иконы, устраивались крестные ходы, велась запись исцелений.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения.

Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу, ибо способность терпеть есть мера любви в человеческом сердце, мера зрелости христианского характера.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Азбука веры, Радио «Вера», Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Поделиться: