16 октября – память священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского

Апостол от семидесяти Дионисий в течение трех лет был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

«…кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…»
(Мф. 16:25-28)

Священномученик Дионисий Ареопагит

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита, глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита, глас 8

Небесная врата прошед духом,/ яко ученик до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия.// Темже зовем: радуйся, отче всемирный.

Из жития священномученика Дионисия Ареопагита

Свя­той Ди­о­ни­сий жил в I веке в го­ро­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и по­лу­чил клас­си­че­ское эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. За­тем от­пра­вил­ся в Еги­пет, где изу­чал аст­ро­но­мию.

Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником.

Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином.

Описывая обращение знатного, образованного афинянина, апостол Лука показывает читателям, что благовестие Христово способно найти путь к сердцу каждого человека. Даже в Афинах, в городе языческом, переполненном идолами настолько, что даже повидавший множество мест апостол Павел возмутился духом (Деян. 17:16), нашлось искреннее и чистое сердце, стремившееся к истине и, наконец, нашедшее ее.

Павел поставил его епископом Афин.

После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики»). До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Издательство Московской Патриархии, Акафистник, Молитвослов.by, Информационно-просветителький сайт Татарстанской митрополии, Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии

Поделиться: