4 ноября – празднование Казанской иконе Божией Матери

Празднование совершается в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

«Единство языка и общность территории проживания – это слишком мало, чтобы создать и сохранить народ. Нужен еще общий взгляд на историю, нужно мировоззренческое тождество, образуемое, в свою очередь, общим опытом молитвы, терпения и преодоления трудностей».
– протоиерей Андрей Ткачев

Казанская икона Божией Матери

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от негоже истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

Праздник веры и верности Отечеству

В Смутное время Русь уже была близка к полному разрушению и погибели. Опасность заключалась не столько в том, что иностранные войска вошли на территорию Руси и одержали ряд побед; даже не в том, что была захвачена Москва, а в том, что в сознании людей наступило полное смятение.

Никто не знал, что нужно делать. Многие были готовы поддержать оккупантов, принять их власть, считая, что именно они смогут принести стране процветание и богатство. Отсутствие сильной центральной власти привело к тому, что огромное количество людей страдало от разбойников. Страна оказалась разрушенной, оскверненной, по дорогам ползали нищие, инвалиды, и не было никакой опоры на светскую власть, потому что самой власти не существовало.

И в этом смятенном состоянии духа вдруг был явлен источник духовного роста. Это был святой великомученик Ермоген, Патриарх Московский. Он находился в Кремле, в заточении у поляков, которые склоняли его к тому, чтобы поддержать их власть. В Церкви были и те, кто уже уступил их притязаниям, и одного слова Патриарха было бы достаточно, чтобы вся страна склонилась перед властью польского королевича.

Но этого не произошло. Святой священномученик Ермоген предпочел избрать смерть, чем разрушить свое Отечество, и обратился с воззванием к людям, чтобы они собрались и дали отпор врагу.

Этот призыв огромной духовной силы, исходящий от святого Предстоятеля Церкви нашей, достиг сердец людей. Многие пожертвовали во имя спасения Отечества не только своим имуществом, собирая деньги, но и самой своей жизнью.

Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы.

В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой Божией Матери, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Мы празднуем сегодня день победы, которая явилась результатом сплочения нашего народа, силы духа и силы веры.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Издательство Московской Патриархии

Поделиться: