19 ноября – память преподобного Варлаама Хутынского

Рано пришел преподобный к мысли о суетности мирской жизни, он возненавидел мир и его прелести и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо».

Преподобный Варлаам Хутынский - икона

«Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
– прп. Варлаам Хутынский

Тропарь преподобного Варлаама Хутынского, глас 3

Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Варлаама Хутынского, глас 8

Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Житие преподобного Варлаама Хутынского

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, в ми­ру Алек­сей, под­ви­зал­ся в XII ве­ке на бе­ре­гу Вол­хо­ва. Он был сыном имени­тых и благочестивых граж­дан Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да Ми­ха­и­ла и Ан­ны, которые с детства воспитывали его в добродетели.

С ранних лет Алек­сей по­чув­ство­вал осо­бен­ное рас­по­ло­же­ние к бла­го­че­сти­вой и уеди­нен­ной жиз­ни, уда­лял­ся от вся­ких игр и об­ще­ства то­ва­ри­щей, лю­бил чи­тать свя­щен­ные кни­ги, ча­сто по­се­щал храм Бо­жий, а до­ма про­во­дил вре­мя в мо­лит­ве и по­сте.

После смер­ти ро­ди­те­лей пре­по­доб­ный, раз­дав все свое иму­ще­ство бед­ным, уда­лил­ся в пу­сты­ню к по­движ­ни­ку Пор­фи­рию и при­нял от него по­стри­же­ние с име­нем Вар­ла­а­м. Через некоторое время, укрепившись в духовных подвигах, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам, ради совершенного уединения, ре­шил по­се­лить­ся в глу­хом ме­сте в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. Ме­сто это на­зы­ва­лось Ху­тынь (худынь, ху­дое ме­сто) и поль­зо­ва­лось дур­ною сла­вой: по мне­нию на­род­но­му, здесь жи­ла нечистая си­ла, и все бо­я­лись хо­дить сю­да.

Преподобный же, под­хо­дя к Ху­ты­ни, уви­дел свет­лый луч, про­си­яв­ший из гу­стой ча­щи ле­са. Из это­го зна­ме­ния он по­нял, что его на­ме­ре­ние по­се­лить­ся здесь со­глас­но с во­лей Бо­жи­ей. Здесь, посреди глухой чащи, преподобный Варлаам по­ста­вил се­бе кел­ью.

Подобно древним отшельникам, он вел строгую подвижническую жизнь, которая ско­ро сде­ла­лась из­вест­ной среди местных жителей. К нему ста­ли при­хо­дить и князья, и бо­яре, и про­стые лю­ди за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем, мно­гие про­си­ли поз­во­ле­ния поселить­ся вме­сте с ним. Как ни лю­бил уеди­не­ние пре­по­доб­ный, но, пом­ня за­по­ведь Гос­под­ню о люб­ви к ближ­ним, по ко­то­рой каж­дый преж­де и более все­го дол­жен за­бо­тить­ся о поль­зе дру­гих, с го­тов­но­стью и лю­бо­вью при­ни­мал всех, кто к нему об­ра­щал­ся.

Чис­ло ино­ков, же­лав­ших под­ви­зать­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Варлаама, по­сто­ян­но увеличивалось. В память о том чудесном свете, который он увидел, поселившись здесь, преподобный по­стро­ил сначала неболь­шую де­ре­вян­ную, а затем и каменную цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и несколь­ко кел­ий.

Святой Варлаам сво­им при­ме­ром и сво­и­ми наставлениями вел жив­ших с ним ино­ков к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Он сам об­ра­ба­ты­вал зем­лю, сам по­стро­ил се­бе ке­лью, выкопал колодец. И других ино­ков он учил не превоз­но­сить­ся, ес­ли они будут старшинствовать в оби­те­ли, но тем усерд­нее работать Бо­гу. Вся бра­тия долж­на тру­дить­ся день и ночь на из­бран­ном по­при­ще.

Преподобный пользовался глубоким уважением среди новгородцев, и каж­дый мог по­лу­чить настав­ле­ние при­ме­ни­тель­но к сво­е­му по­ло­же­нию.

На­чаль­ни­кам и кня­зьям преподобный Варлаам го­во­рил, чтобы все­гда пом­ни­ли о трех ве­щах: пер­вое, что они на­чаль­ству­ют над людь­ми та­ки­ми же, как и они са­ми. Вто­рое, что на­чаль­ство­вать долж­ны по за­ко­нам. Тре­тье, что они не все­гда будут на­чаль­ство­вать и что им так­же при­дет­ся дать от­чет Бо­гу в су­дах сво­их, ибо и над ни­ми есть Суд Бо­жий.

Бо­га­тым он вну­шал не за­бы­вать, что есть веч­ность с му­ка­ми для празд­ных, и что многи­ми скор­бя­ми надлежит нам войти в Цар­ство Небес­ное.

Ми­ря­нам и всем во­об­ще он вну­шал не воз­да­вать злом за зло, не оби­жать друг дру­га, уда­лять­ся от вся­кой неправ­ды и нечи­сто­ты и пом­нить о сво­их гре­хах.

Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти.

Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря (по старому стилю) 1192 го­да.

Мощи преподобного Варлаама пребывают в основанном им Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре, расположенном в семи километрах от Новгорода.

Множество чудес совершилось при гробе святого Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю.

По материалам сайтов: Издательство Московской Патриархии, Православная энциклопедия «Древо», Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, Портал «Русская вера»

Поделиться: