7 января – Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Христово – один из главных православных двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа.

«Устройте из сердца вашего ясли рождшемуся Господу и окружите их сими священными расположениями – желанием спасения, деятельным восприятием всего устроения спасения, успокоением в Господе и благодарным славословием Ему».
– Святитель Феофан Затворник

Тропарь Рождества Христова, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.

Задостойник, глас 1

Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам яко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Обстоятельства рождения Иисуса Христа

В этот пост мы переживаем за Святое Семейство, которое отправляется в Вифлеем на перепись населения. Там они даже не находят для себя места, где им остановиться, потому что на перепись прибыло много людей, все гостиницы были переполнены.

И для них нашлось место – это пещера для загона скота именно в зимний период, и там они останавливаются, в этих тяжелых, экстремальных условиях.

У святых апостолов сказано, что Христос обогатил нас нищетою Своею. Вот эта нищета материальная, она помогает нам больше концентрировать внимание на духовных богатствах.

Как и Сам Христос говорил, что собирайте сокровища не на земле, где моль и ржа разъедает и воры подкапывают и крадут, а собирайте себе сокровища на небесах, где моль и ржа не разъедает, и воры не подкапывают и не крадут. То есть человек должен выстроить правильную иерархию ценностей. И когда человек живет в такой скромной обстановке, как апостол Павел пишет: имеешь дневное пропитание и одежду и будь этим доволен, – он больше сконцентрирован как раз на духовных богатствах, то есть в Боге богатеет.

И вот Христос реально Своим рождением в такой убогой обстановке обогатил нас Своей нищетой.

Вифлеем по-еврейски Бетлехем, то есть «Дом хлеба». И здесь есть некая игра слов. Христос говорит о Себе: «Я есть Хлеб, сошедший с небес». И вот этот Хлеб, Который сходит с небес, Он рождается в Доме хлеба, в Бетлехеме, в Вифлееме.

И святые отцы говорят так: в Вифлееме, в этом Доме хлеба, родился Колос, Который евхаристически напитал всю ойкумену, то есть всю вселенную. То есть Он там появляется на свет Божий, и Он евхаристически, Своим Телом, Своей Кровью, как Небесный Хлеб, как Он Сам говорит о Себе, Он напитал всю вселенную.

О причинах Боговоплощения

Если говорить о причине Боговоплощения, святые отцы прямо говорят, что Бог мог спасти нас и без Боговоплощения, но Бог избрал этот способ как наиболее благоприятный для нас, то есть для людей. Ведь если бы Бог спас нас, скажем так, волевым решением, тогда бы у диавола был бы повод сказать, что он победил Адама, но проиграл Богу. А Бог и становится человеком, чтобы в Себе Самом за нас и ради нас совершить победу над диаволом. И Бог избрал этот лучший способ нашего спасения именно через Боговоплощение, таким образом Он приблизился к нам.

Значит, первая причина – это чтобы бросить вызов диаволу именно со стороны истинного человечества Христа, то есть от нашего имени.

Вторая причина Боговоплощения – человек в принципе не может подражать Богу, потому что Бог это само совершенство. Хотя в Нагорной проповеди мы находим слова: будьте совершенны, как совершен Отец Небесный, но нам трудно понять, как это осуществить. А апостол Петр в своем послании пишет, что Христос оставил нам пример, дабы мы шли по Его стезям. И воплощенный Логос это пример для нас, который научает нас истинной человеческой жизни.

И третья причина, почему Он воплощается – чтобы явить нам Свою любовь. То есть Бог настолько возлюбил нас, что Он приблизился к нам настолько, что стал одним из нас – как апостол Павел пишет, стал подобен нам во всем кроме греха.

Вот эти три основных причины, о них надо помнить, когда мы говорим о Боговоплощении.

По материалам сайтов: Православие.Ru, Радио «Вера», Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Поделиться: